Итоговое сочинение: Как общество влияет на человека? (2 варианта)

Альтернативная история | Наши статьи | Образование | Развитие цивилизации

Что такое информационные технологии?

«Информационные технологии — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационных технологий — производство информации для её анализа и принятия на её основе решений по выполнению какого-либо действия». [1]

Говоря проще, IT — это средства работы с информацией. К элементарным можно отнести газеты и книги, к более сложным — компьютеры и интернет.

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

  • Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости

Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

  • Генетика

Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

  • Опыт жизни

Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

Формирование человеческой личности
  • Менталитет и культура

На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

Фазы становления личности:

  • Адаптация

Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.

  • Индивидуализация

На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.

  • Интеграция

Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

Вариант 2

(440 слов) Общество в значительной степени формирует характер человека. Стремясь подстроиться под общепринятую норму, мы развиваемся в том или ином направлении и ведем себя так, чтобы соответствовать представлениям большинства о хорошем поведении. Влияние среды может быть позитивным и негативным — все зависит от того, какое окружение мы выбираем. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.

Так, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» описал специфику влияния дворянского общества на людей. Социальная среда определила судьбу Евгения: он жил в роскоши, ведь, в отличие от крестьянина или мещанина, унаследовал источники пассивного дохода и привилегированный статус, позволяющий ему ничего не делать. Люди, окружающие его, были такими же праздными, легкомысленными и бесцельными, поэтому он быстро освоил привычки и манеры высшего света и подражал им. Отношение к деньгам, любви, дружбе у Онегина было такое же, как у всех его современников из помещичьей среды. Окружение диктовало главному герою не только моду, виды досуга и меню в ресторане, но и образ мыслей. Боясь общественного осуждения, он идет на ненужную ему дуэль, чтобы удовлетворить любопытство Зарецкого и тому подобных. В образе сплетника Зарецкого перед нами предстал весь высший свет, живущий старыми предрассудками и размытыми понятиями о чести. Внутренний голос Евгения просит его извиниться перед Ленским, ведь он виноват, но победу одерживает мнение света, которое готово признать извинившегося человека трусом. Очевидно, что Онегин — продукт своей среды и ее жертва.

Но не только высшее общество так сильно влияет на человека. Низшие слои социума не менее цепко держат судьбы людей в кулаке. Так, в пьесе М. Горького «На дне» читатель знакомится с Васькой Пеплом — потомственным вором. Окружающие с самого детства навесили на мальчика ярлык «вор», потому что этим преступным делом «прославился» его отец: «Ты пойми: я, может быть, со зла вор то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…» — признается герой. К сожалению, негативный социальный штамп отрезал ему все альтернативные пути развития. Ваську буквально приучили к тому, что он — отребье, дорога которому — на каторгу. Наслушавшись «советчиков», герой и вправду становится тем, кем его хотели видеть, оправдывая мрачные прогнозы. «Мой путь — обозначен мне» — говорит Пепел и смиряется с клеймом. Общество во многом управляет человеком, программируя его сознания с малых лет, когда оно еще податливо и беззащитно.

Таким образом, общество очень сильно влияет на человека: надвязывая ему нормы поведения и стандарты мышления, оно определяет его будущее. От социальной среды зависит даже мнение личности о себе, ее самооценка. Поэтому очень важно уметь абстрагироваться и слушать не только внешний, но и внутренний голос.  

Что может предпринять государство, чтобы быстрее выйти из кризиса

— В ближайшее время государству придется поддерживать поставщиков сетевых услуг и ЖКХ. Важно, чтобы в самоизоляции мы получали свет, воду, отопление, могли пользоваться телефоном и интернетом. При этом проблема задолженностей обостряется, так как падают доходы — явно понадобятся субсидии. Возможно, придется пересмотреть и некоторые инвестиционные программы.

Разумеется, государству придется обратить более серьезное внимание на здравоохранение. В 2017–2019 годы примерно 20 % бюджета составляли расходы на администрирование и поддержку национальной экономики, около 30 % уходили на поддержку национальной обороны и полиции и чуть меньше 30 % — на социальные расходы, которые, видимо, в этом году станут больше. Наши расходы на здравоохранение — в районе 3–3,5 % по сравнению с 18,7 % в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Очевидно, нам нужно увеличивать расходы на здравоохранение: уже были разговоры о том, что нужно инвестировать [в это направление] до 10 % от общего бюджета.

Главное, что стоило бы сделать, — проанализировать, как работает система здравоохранения в разных странах, и по итогам кризиса посмотреть, в какой стране принятые меры и система здравоохранения позволили наиболее безболезненно пройти весь цикл [пандемии]. Например, можно задуматься о том, чтобы сочетать ОМС с ДМС: оплатить людям с самыми низкими доходами все медицинские услуги, а дальше они будут сами немного доплачивать. Примерно так устроена система в Южной Корее. Нужно также думать, что для нас важнее: иметь много коек или хорошо их оснащать.

Конечно, государству придется проанализировать все принятые меры поддержки и самоизоляции, чтобы понять, какие из них оказались [эффективными]. Например, мы попытались сохранить занятость — то есть пообещали предпринимателям кредиты на выплату зарплаты. В США картина совершенно обратная — люди активно регистрируются в качестве безработных, компании сворачивают свою деятельность. Позже, видимо, начнут открываться. Какая стратегия лучше? Многие экономисты считают так: проще дать компании обанкротиться, чтобы она начала заново. Это должно стать предметом нового исследования.

Еще один вопрос — насколько правильным было изолировать всех? Есть некоторые предварительные расчеты, по которым можно было бы снизить экономические потери примерно в два раза, если бы мы изолировали только людей из группы риска. Смертность среди них тоже снизилась бы. Понятно, что на текущий момент надежной статистики нет, и это лишь одна из гипотез.

Еще один вопрос — как выходить из режима самоизоляции: кого тестировать, какие отрасли открывать. Одно из предположений заключается в том, что надо каждый день случайным образом тестировать на коронавирус 5–7 % населения. И тех, кто окажется болен, отправить в двухнедельную изоляцию, а остальным разрешить возвращаться к работе. Если сравнить издержки на тестирование и результаты, экономически это должно быть оправдано.

Развивая здравоохранение и планируя будущую политику, государству нужно учитывать старение населения. Демография меняется в сторону более пожилого населения. Соответственно, вопрос, насколько комфортно стареющему населению оставаться онлайн и насколько высока их компьютерная грамотность.

И, конечно, то, что стоит делать любому государству, — это инвестировать в фундаментальную науку, не только в медицину или околомедицину. В том числе, чтобы мы лучше предсказывали будущие эпидемии и умели на них реагировать.

Как на пандемию коронавируса реагирует петербургский бизнес, читайте в тематической рубрике «Бумаги».

Специфика

Современное общество представляет собой уникальный продукт истории человеческого развития качественно отличающийся от известных обществ прошлого. Его возникновение продиктовано всей логикой развития человечества и в берет свое начало во второй половине двадцатого века, детерминируемое процессами глобализации и интеграции отдельных обществ в мировое сообщество. Еще в начале двадцатого века социальные философы рассматривая человечество говорят о локальных цивилизациях – изолированных друг от друга и относительно независимых образованиях, каждое из которых проходит свой жизненный цикл подчиняясь определенной логике. Воздействия этих цивилизаций друг с другом либо незначительны, либо не превышают в своем влиянии воздействия иных – природно-социальных факторов.

В каком возрасте происходит развитие личности

Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.

Как меняется развитие в разном возрасте:

  • В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
  • В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
  • С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
  • В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
  • К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
  • В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
  • После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.

Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад. Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.

В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.

Читайте также:  Как защитить данные, если ваши сотрудники работают удалённо