Фриланс как способ организации рабочей деятельности

Офис под пальмой с пинаколадой вместо кофе… Если вы думали, что удалёнка выглядит так, а суровая реальность принесла стресс от смытых границ и эмоциональное истощение — вы на нужной странице.

Конфликты с командой клиента

Рост бизнеса всегда приносит сложности, которые приходится ощущать на себе и фрилансерам, сотрудничающим с компанией. Чаще всего это происходит по двум причинам.

Первая — отсутствие технической экспертизы на стороне клиента. Маркетологи и дизайн-студии часто расширяют портфель своих услуг за счет аутсорса технических задач. Как следствие, сталкиваются с трудностями при переводе с языка программистов на человеческий.

К таким клиентам нужен особый подход. Подготовьте материалы, которые помогут вам доступно объяснить технические особенности проекта нетехническим специалистам. Создайте чек-лист информации, которую вам нужно получить от заказчика. Необходимый минимум:

  • Описание проекта.
  • Платформы, на которых он должен работать сейчас или в будущем.
  • Дизайн-прототип и вайрфрейм.
  • Требуемая функциональность.
  • Особенности (сторонние плагины, аналитика и т.п.).
  • Чего клиент ожидает от вас.

Разбор брифа вместе с клиентом — это 80% успеха вашей совместной работы. Обсудите спорные моменты на берегу и зафиксируйте их в контракте или техническом задании.

Вторая причина: плохое управление процессами на стороне клиента.

При масштабировании бизнеса менеджеры неизбежно сталкиваются с необходимостью передавать процессы новым людям. Не все умеют правильно делегировать задачи. Неправильное управление процессами создаёт некомпетентных и беспомощных менеджеров. Их признаки:

  • Ставят противоречащие друг другу задачи.
  • Не могут принять решение без согласования с руководством.
  • Избегают ответственности за принятые решения.
  • Начинают работать с вами со словами «вы специалист, вам виднее», а заканчивают с «вы все испортили, верните деньги».
Читайте также:  7 способов сохранять спокойствие при общении с назойливыми людьми

Если вы столкнулись с такими менеджерами, выйдите на сотрудника, принимающего решения, обсудите с ним всё, что вам не нравится в работе с его коллегами, и найдите общий знаменатель. Если вам это не удалось, вы можете принять ситуацию и потом пенять на себя, либо отказаться от работы с таким заказчиком и спать спокойно.

История зарождения фриланса

Как можно было бы предположить, способ организации труда, именуемый фрилансом, зародился в Соединённых штатах Америки. Первоначально это не была удалённая работа через Интернет. Связано это было в тем, что в те времена Интернет ещё не получил широкого распространения, а находился в стадии доработки и внедрения.

Впервые систему фриланса предложил Джек Ниллес в 1972 году. Учёный Южнокалифорнийского Университета предложил вместо работы в офисе формат телеработы («telecommuting» — «теледоступ»). Связь между начальством и работниками, выполняющими свои обязанности дома, поддерживалась при помощи телефона.

Теоретическая идея была подкреплена результатами экспериментов, проведённых самим Ниллесом. Изначально он опасался, что работа дома будет затруднительна, в связи с большим количеством отвлекающих факторов, но такая теория не нашла подтверждения. Учёный получил финансирование от американского национального научного фонда на развитие своей идеи.

Для американцев фриланс оказался настоящей находкой. Он решал две основные проблемы того времени: острый транспортный вопрос в мегаполисах и безработица среди населения удалённых регионов. Фактически одна из проблем перерастала в другую: жители сельской местности приезжали в крупные города на работу, что и создавало транспортные коллапсы. А фриланс помог всем и сразу.

Термин «фрилансер» («freelancer») появился не сразу. Первоначально занятый в телеработе человек был «телеработником». Более звучное наименование «free lancer» дословно переводится как «свободный копейщик». Естественно, что не все работники могут работать удалённо. Но те, кто связан с информационными технологиями, журналистикой, рекламой и дизайном, имеют больше возможностей для самореализации именно в формате фриланса.

В 90-е годы мировой кризис послужил толчком к более активному развитию фриланса. Предприятия стремились уменьшить свои расходы, выводя работников из штата и предлагая им работу из дома. Первая западная фриланс-биржа телеработников была основана в 1999 году и называлась

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что фриланс — это прерогатива экономически развитых стран. Фриланс способствует развитию экономики, но при этом должна быть определённая база. Кроме того, перечисленные проблемы, которые решил фриланс, становятся предпосылками только в том случае, если существует необходимость в оптимизации процесса труда.

Сейчас на западе фрилансеры являются официальными экономическими единицами и платят налоги. Есть не только фрилансеры — наёмные рабочие, но и бизнесмены, открывшие своё дело.

Работа фрилансером в Интернете — преимущества и недостатки фриланса